не знаю надо это или нет
ФЛОТ И КОСМОС
Капитан 1 ранга А. А. КОНКИН,
В середине 60-х годов советские ученые приступили к новому. этапу изучения космического пространства – исследо¬ванию Луны. В 1965 году был разработан новый космичес¬кий аппарат «7К-Л1» серии «Зонд», предназначенный для отработки техники полетов к Луне с возвращением на Землю. Для их посадки были выбраны основной и запасные рай¬оны, один из которых располагался на акватории Индий¬ского океана.
Для обеспечения выполнения программы космических ис¬следований Луны в апреле 1967 года в соответствии с приказом ГК ВМФ было сформировано нештатное управление эскадры и определен корабельный состав сил nля поиска и подъема космических объектов, приводнившихся в Индийс¬ком океане. В состав выделенных сил вошли: от ТОФ – ¬крейсер «Дмитрий Пожарскйй», экспедиционно-океанографи¬ческие суда «Федор Литке», «Алексей Чириков», от БФ – ¬плавбаза «Виктор Котельников», от ЛенВМБ – экспедици¬онно-океанографические суда «Василий Головнин». «Андрей Вилькицкий», «Семен Дежнев», от ЧФ – экспедиционно-океанографическое судно «Семен Челюскин». Постановлением Совета Министров СССР в состав сил эскадры были вы¬делены от Балтийского морского пароходства 6 лесовозов проекта 596, от Министерства Морского флота – танкер «Ханой». Выделенные суда и корабли в период с марта по май 1967 года прошли переоборудование на судоремонтных заводах страны. В результате выполненных работ плавбаза «Виктор Котельников» и суда проекта 596 были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами для их подъема, а также вертолетными площадками и комплексами для базирования вертолетов Ка-¬25пн.
1 сентября того же года управление эскадры было подчинено командиру Ленинградской военно-морской базы. Выделенные корабли и суда размещались на своих флотах, а в специальном отношении подчинялись эскадре. Через год постоянньiм местом базирования эскадры cтaл Севастополь, с подчинением командующему Черноморским флотом.
В сентябре 1968 года специально созданному соединению была поставлена первая задача по обеспечению запуска и посадки космического корабля «7К-Л1» № 9; который в открытой печати именовался «Зонд-5». К решению этой задачи были привлечены из состава эскадры: ЭОС «Ф. Литке», «В. Головнин», «С. Дежнев», «А. Вилькицкий», а также лесовозы: «Восток-3», «Тоснолес», «Выборглес», танкep «Ха¬ной». Дополнительно эскадре придавалось судно «Боровичи» под флагом АН СССР, организовывалось взаимодействие с самолетом ТУ-95РЦ Северного флота. Руководство силами было возложено, на командира Черноморской эскадры контр¬-адмирала Леоненкова В.М. Запуск «Зонда-5» был осущест¬влен с территории СССР 15 сентября 1968 года. Ввиду от-клонения траектории полета государственной комиссией было принято решение о посадке «Зонда-5» В районе Индийского океана 21 сентября.
В 19 час. 30 минут корабли обнаружили плазменный след космического, аппарата. Обстановка складывалась небла¬гоприятная, так как произведенные расчеты показывали, что «Зонд-5» приводнялся южнее, на значительном удалении от назначенного района посадки. В связи с эттим поиск и подъем объекта силами эскадры пришлось осуществлять в темное время суток.
Первыми обнаружили работу радиоэлектронных средств космического корабля на ЭОС «В. Головнин» В 2 часа 40 мин. 22 сентября, но из-за, большой дальности его нахожде¬ния определить направление было невозможно. И только в 04:00 научно-исследовательское судно «Боровичи» запелен¬говало работу «Зонда-5», подошло к объекту и, не имея средств подъема, легло в дрейф, осуществляя наведение сил эскадры.
В 7 часов 41 минуту 22 сентября 1968 года ЭОС «Василий Головнин» в точке Ш=32038/Ю, Д=65033/В впервые в мире осуществил подъем космического аппарата с воды и 3 октября доставил автоматическую станцию «Зонд-5» в п. Бомбей для отправки военным самолетом в ССCP.
Так было положено начало практической деятельности флота по поисково-спасательному обеспечению космичес-ких аппаратов. Интересен факт, что на этой станции были первые живые существа Земли, совершившие межпланетный космический полет, - черепахи.
С 1 ноября 1968 года управление Черноморской эскад¬ры начало прием лесовозов в состав Военно-Морского. Фло¬та, которые были оборудованы и переведены в класс экспе¬диционно-океанографических судов и получили названия: «Апшерон», «Диксон», «Донбасс», «Даурия», «Баскунчак», «Севан», «Тамань», «Ямал». Танкер «Ханой» был переимено¬ван в танкер «Ахтуба». Комплектование экипажей возлага¬лось на Черноморский, Северный, Балтийский и Тихоокеан¬ский флоты. Таким образом, к концу 1968 года было завершено формирование постоянного состава Черноморской эс¬кадры специального назначения.
В сентябре 1970 года черноморской эскадре была поставлена задача силами КУ «С. Челюскин», ЭОС «Диксон», «Бас¬кунчак», «С. Дежнев», «Донбасс», «Тамань», ЭМ «Возбуждeнный», БДК-13, ТН «Гродно» во взаимодействии с ТУ-95РЦ авиации Северного флота обнаружить и поднять в Индийском океане космический корабль «7К-11» №14 «Зонд¬-8», в кратчайший, срок, но не позднее чем через 6 часов пос¬ле приводнения доставить в п. Бомбей.
Задолго до начала 20 октября 1970 года в 12 часов ко¬рабли заняли исходные точки. В 15 часов 35 минут 27 октября с ЦКП ВМФ было получено приказание о смещении сил к северу вдоль посадочной трассы в новые точки поиска. Выполняя приказание суда на переходе начали поиск и в период с 16 часов 31 мин. до 16 часов 41 мин. визуальные посты поиска судов обнаружили плазменный след баллис¬тического спуска космической станции. В 16 часов 55 минут«Зонд-8» приводнился. Все корабли прослушивали и пелен¬говали радиосигналы.
В 17 часов 02 минуты оператор радиолокационной стан¬ции ЭОС «Тамань» обнаружил «Зонд-8» на воде, и, через час с небольшим он был поднят на борт. Вся операция по поис¬ку и подъему космического объекта заняла 1 час 26 минут. Руководил операцией командир Черноморской эскадры контр-адмирал Трофимов А. А.
Этап полетов «Зондов» завершился, однако корабли эс¬кадры продолжали успешно выполнять другие задачи в Индийском океане, проводили тренировки космонавтов и испы¬тания новой космической и спасательной техники в Черном море.
В 1974 году штаб эскадры был переведен в подчинение Ти¬хоокеанскому флоту в г. Владивосток, а из судов эскадры была сформирована Черноморская бригада кораблей поиско¬во-спасательного обеспечения полетов космических объектов. Одной из задач этой бригады было обеспечение безопаснос¬ти полетов пилотируемых космических кораблей типа «Союз» С возможной их посадкой в северо-западной части Чер¬ного моря, а также проведение морской части испытаний новой космической техники и морской подготовки экипажей космических кораблей. Только в период с 1972 по 1981 год силами черноморцев была обеспечена подготовка более 30 экипажей космонавтов. Руководили тренировками летчики космонавты СССР Николаев А. Г., Леонов А. А., Волынов Б. В., Рукавишников Н. Н., Горбатко В. В., Филипченко А В., Попович Л. Р., Береговой Г. Т.. Экипажи кораблей бригады всегда получали высокие оценки и благодарности за обеспечение от исследователей космоса. К началу 80-х годов советская космонавтика вплотную подошла к созда¬нию космического корабля многоразового использования. Необходимы были космические испытания с целью опреде¬ления температурного режима управляемого спуска и качества теплозащиты. Созданный макет ввиду малых размеров не имел шасси и для уменьшения динамического воздействия на теплозащитную плитку при приземлении после парашютного спуска было решено спускать его на воду. Район посадки был выбран в южной части Индийского океана, западнее Какосовых островов. Для проведения поисковой опе¬рации были выделены от Черноморского флота – ПСК «Ямал», «Апшерон». «Донбасс», БПК «Василий Чапаев» с вертоле¬том Ка-25пн на борту; от Тихоокеанского флота – ко¬рабль измерительного комплекса «Чумикан» и от АН СССР научно-исследовательское судно «Космонавт Беляев».
Выполнение работ по техническому обслуживанию осу¬ществляла группа технического обслуживания от конструкторского бюро и представителей промышленности.
Руководство поисковыми действиями было возложено на командира Черноморской бригады капитана 1 ранга Гомана Ю. В.
Непосредственная подготовка кораблей производилась в море.
Первый запуск макета МКК «Буран» был осуществлен в мае 1982 года. Космический корабль «Бор-4» №401, совершив виток вокруг Земли, начал управляемый спуск.
НИС «Космонавт Беляев» и КИК «Чум~икан» в назначенное время получили телеметрическую информацию. Посты пе¬ленгования в назначенное время обнаружили радиосигналы космического объекта, приводнившегося восточнее назначен¬ного эллипса района посадки. Действия кораблей и судoв за¬трудняла свежая погода, размах качки был более 25 граду¬сов, волнение моря соответствовало 4 баллам. Использовать плавсредства для буксировки МКК было рисковано. В воз¬дух по приказанию командира сил поиска были подняты вертолеты с превышением допуска по бортовой и килевой качке кораблей. Маневр захвата космического аппарата производился несколько раз, так как, нельзя было повредить те¬плозащитную плитку. Несмотря нa такие условия, экипаж ПСК «Ямал» с поставленной задачей справился успешно, и после ее технического обслуживания КК «Бор-4» корабль начал движение в Севастополь.
Второй запуск произведен 16 марта 1983 года. КК «Бор-4» приводнился в точке Ш = 17005/Ю, Д = 97005/В. В поисковых действиях участвовали КИК «Чумикан», НИС «Космонавт Беляев», ПСК «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» с вертолетами Ка-25пн на борту. Руководил поисковыми действиями капи¬тан 1 ранга Гоман Ю. В. Поиск космического аппарата прошел успешно, и уже через 30 минут над объектом дежурил вертолет. А подъем на борт ПСК «Ямал» космического аппарата был произведен с помощью подъемно-буксирного тро¬са методом, разработанным группой офицеров бригады: заме¬стителем командира бригады капитаном 1 ранга Детенощевым Б. В., заместителем командира бригады по ЭМЧ капитаном 2 ранга Куницыньiм B. А., флагманским специалистом АСС капитаном 3 ранга Солодухиным В. А.. и командиром ПСК «Ямал» капитаном 2 ранга Чупаковым В. П.. Разработанный метод полностью исключал повреждение теплозащитных пли¬ток макета МКК «Буран».
Несмотря на штормовую погоду, был спущен спасатель¬ныи катер с группой водолазов и химиком. Были произведены замер уровня радиации и заводка буксирного троса, который представлял собой стальной трос, сплетенный с капроновым, общей длиной около 300 м. По команде с корабля катер на¬чал движение на ветер, а корабль в cтopону катера и аппарата в намеченную точку встречи. Буксировался «Бор-4» пло¬хо, в назначенный момент катер подошел к кораблю за счет вытравливания подъемно-буксирного троса по корме. С по¬мощью бросательного конца подъемно-буксировочный трос передавался на борт корабля, где группой подъема заводил-ся через стрелу и блоки на барабан подъема гака крана. По¬сле передачи подъемно-буксировочного троса катер удерживал макет от навала посредством заводки второго буксировоч¬ного конца.
Время всех работ по подъему не превышало 60 минут. Данный способ обеспечивал полную безопасность теплоза¬щитного покрытия и не превышал допустимые нормы испо¬льзования защитных средств, в условиях тропического кли¬мата, для защиты личного состава от компонентов ракетного топлива.
Третий запуск макета МКК «Буран», «Бор-4» № 405 был произведен 27 декабря 1983 года с планируемой посадкой в районе северо-западной части Черного моря. В поисковых действиях участвовали ПСК «Ямал», «Севан», «Донбасс» и ПКР «Ленинград», подъем космического аппара на борт осуществил по традиции ПСК «Ямал» и так же успешно.
Четвертый запуск макета МКК «Буран» состоялся осе¬нью 1984 года, Однако аппарат был уничтожен в воздухе, поисково-спасательные корабли «Донбасс», «Севан», «Та¬мань», «Апшерон» в течение недели «пахали акваторию» paйoнa вероятного приводнения, но так и не нашли даже ку¬сочка пенопластовой обшивки макета.
Родина по достоинству оценила деятельность офицеров и мичманов соединения. Свыше 120 человек были награждены орденами и медалями. Среди них: Богданов И. Н., Храм¬цов В. И., Яровой П. М., Решетов С. Н., Резцов В. В., Бурикин А. А., Детенышев Б.. В., Владимиров А. А., Закурдаев Г.A., Самусенко Е. М., Куницын В. А., Гоман Ю. В., Буторов В. С, Потапов А. А., Малинка И. И., Потапов Ю. В., Каплунов А. Н., Червяков В.Н., Доценко С Г., Чернохлебов Г. Е., Мурзенков Ю. Г., Стручков В. А., Коробейник В. А., Евланов Л. Т., Шапошников Ю. В., Пче¬лин В. И., Хоржий Н. М., Влад А. Ю., Пилипчук А. Е., Васи¬ленко Ю, Б., Суханов Г. Л., Гражевич Л. И., Кулещов И. В., Ковалюк А. К, Ананьев А. Н., Кочан А. А., Фесенко Н. Д., Егоров В. Г., Малахов Ю. Д., Пилипенко П. Н., Качура Н. Д., Толстиков П. С., Галкин В. П., Догонов Н. И., Фоя В. М., Зирка В. Ф., Солодухин В. А.