Борис Евсеевич Черток
"Ракеты и люди. Лунная гонка"
11 февраля 1985 г. на долговременной орбитальной станции Салют-7 произошла авария. Вышел из строя из-за короткого замыкания приемо-передатчик дальней космической связи и телеметрии. Автоматически сработали "пробки" и БЦВМ подключила резервную станцию дальней связи.
По регламенту расчет ЦУПа должен был вызвать спецов и принять решение. Но Салют-7 летала без людей и ЦУП расслабился. Смена спецов вызвала и убежала домой на выходные не выполнив регламента - дождаться прилета спецов-разработчиков. Следующая смена решила с проблемой "разобраться" сама и повторно включила аварийную станцию. Бабушка в доме, если бы у нее выбило пробки а из телевизора пошел дым, выдернула бы розетку, включила бы пробки назад, но паленый телевизор уже бы не включала без телемастера. Народ ЦУПа решил, что они умнее бабушки. Все электооборудование Салюта-7 полностью вышло из строя. Спасти станцию мог только спасательный отряд космонавтов на месте ручками. Но возникла проблема - как к мертвой станции пристыковаться? Все системы были разработаны на активную взаимную работу при стыковке, а тут ничего нет.
Ни дальности, ни данных о положении взаимном двух тел, а на "глазок" космические аппараты не стыкуются. Помогли военные:
"Три месяца ушло на подготовку спасательной экспедиции. За это время была разработана технология взаимодействия космического ЦУПа со службой контроля космического пространства Министерства обороны.
Обладая уникальными антенными системами и мощными вычислительными машинами, службы противоракетной обороны и контроля космического пространства имели возможность определять истинную орбиту «Салюта 7». В отличие от нашего космического КИКа им не требовался бортовой ответчик для радиоконтроля орбиты. Когда мы их попросили не только определить орбиту станции, но и попытаться своими мощными средствами измерить угловую скорость ее вращения, они дали успокаивающий ответ: «Ваша станция почти не вертится!»
Это, на первый взгляд, странное поведение станции было теоретически обосновано Гансвиндтом. Он показал, что, лишившись своей штатной системы управления, станция, если она и вращалась вокруг своего центра масс, постепенно успокоилась в результате эффекта гравитационной ориентации. Таким образом, наши баллистики получили возможность прогнозировать орбитальное движение замерзшей станции и снабдить исходными данными для сближения БЦВМ космического корабля «Союз Т 13», который готовился для спасательной экспедиции. В математическое обеспечение БЦВМ космического корабля были заложены алгоритмы, позволяющие осуществить прогноз движения до дальности 1,5-2 километра (дальше космонавты могли стыковаться вручную).
С дальности около 5 километров космонавты измеряли реальную дальность до станции ручным лазерным дальномером ЛПР 1, специально изготовленным для этого уникального полета. Пользуясь измерениями ЛПР 1 (ЛПР-1 - это снятый с танка Т-72 лазерный дальномер, никаких переделок не потребовалось - т.к. он был сделан для танков - т.е. для очень жестких условий эксплуатации), космонавты должны были перейти на ручное сближение и причаливание с расстояния 1,5-2 километра.
Космический корабль «Союз Т 13» был запущен 6 июня 1985 года. Этот полет может служить образцом превосходного сочетания человека как основного звена в большой системе управления с двумя большими человеко машинными системами.
Джанибеков и Савиных не только блестяще выполнили сближение и стыковку с мертвой станцией, но проникли в нее и поистине героически трудились для ее спасения. Это им удалось в полной мере. Среди всех пилотируемых полетов со времен Гагарина эта экспедиция заслуживает наивысшей оценки по героизму и профессиональной деятельности человека в космосе.
Замороженная в некогда недоступном космосе орбитальная станция была быстро найдена радиолокационными средствами. Спасательная экспедиция на эту станцию была успешной благодаря сочетанию героизма спасателей с достижениями радиоэлектроники и техники управления космическими полетами."