* Карта сайта

МИЛИ: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Капитан придвинул кресло к камину, раскурил трубку и, задумчиво глядя на огонь, начал свой рассказ:

Главный старшина
Бевзюков Александр Александрович.
КИК "Сибирь"
1962-1965


      В настоящее время я пенсионер, до пенсии работал заместителем директора завода, того самого, на котором и сейчас работает Саша Архипов (мичман со "Спасска") и на котором работал Таланов Олег Семенович (старпом "Сахалина"). Вот в таком вот малюсеньком городе на еще более небольшом заводе судьба свела трех "максютовцев". На День Флота мы всегда назначали дежурного по низам для соблюдения распорядка дня (он вещал "Команде - руки мыть!") и бачкового, обеспечивавшего сервировку стола. Еще этот праздник на заводе отмечали с нами мичман Северного флота Черных, старшина 1 ст. Батлфлота Коля Еськов, ст. 2 ст. с эсминца в Завойко Сенькин, ст. матрос с бригады подплава (Тарья) Жиляков, служивший на Камчатке в то же время, что и я.
=========================================
       ДПСО "Баклан".
Посетителям кают-компании известна специфика службы на кораблях КИК: нахождение в океане от двух до четырех месяцев и связанная с этим гиподинамия. Для матросов это не столь значительно, так как 4-3 года службы на корабле и затем демобилизация и занятие сугубо гражданскими делами и возможность заниматься спортом в специальных залах и таким образом поддерживать свою форму. Для офицеров такой распорядок службы был с большими негативными последствиями в силу более зрелого возраста и продолжительности службы на кораблях КИКа.
      Именно для устранения последствий гиподинамии для офицеров корабля и штаба на "Сибири" по инициативе флагманского особиста кап. 3 ранга Прохоровича было создано Добровольно-Принудительное Спортивное Общество (ДПСО) "Баклан". Кстати, с легкой руки Валерия Александровича Седова (в который уже раз!) ведомство Прохоровича называлось не иначе, как контора "Мохнатое Ухо". Целью общества было поддержание физической формы офицеров и мичманов на должном уровне. С этой целью в походе ежедневно еще до подъема экипажа офицеры выходили на палубу юта, где делали интенсивную физическую зарядку, в воскресные дни играли своей командой в волейбол, участвовали в соревнованиях по гребле, которые иногда проводились в акватории. Вся деятельность общества фиксировалась приказами, составленными в стиле древнерусских рукописей.
      Среди членов Общества был и СПС "Сибири" капитан-лейтенант Аркадий Петров, уроженец какого-то села в Чувашии с труднопроизносимым названием, озвучить или правильно написать которое не в моих силах. Однажды он не вышел на зарядку и по этому случаю издается приказ: "Сегодня, года ХХХХ месяца ХХХХ дня ХХХХ Аркашка Петров, пес смердящий, не вышел на утреннюю зарядку. По этому поводу приказываю: ежедневно с 13.00 до 13.30 по судовому времени на шкафуте ЭОС "Сибирь" имитировать сбрасывание Аркашки Петрова за борт". Но вот Петров вышел на зарядку на 5 минут раньше и тут же пишется следующий приказ: "Сегодня года ХХХХ месяца ХХХХ дня ХХХХ Аркашка Петров отличился активностью при проведении зарядки, а посему приказываю: на родине Аркашки Петрова в селе (далее следует труднопроизносимое название села) Чувашской АССР в честь сего значительного для мировой общественности события воздвигнуть гранитный булыжник".
       С уходом с кораблей Прохоровича функции председателя перешли к флагманскому связисту кап. 2 ранга Обухову. Как долго и как успешно оно функционировало - мне не известно, но это было очень хорошее время, когда мы все, и матросы, и офицеры, были молоды и полны оптимизма.
=========================================
       "Генерал Арнольд" - старый знакомый: он ходил еще с нами, в том числе и когда мы. возращаясь их похода. изменили курс в сторону Алеутских островов. где американцы прокладывали кабель из Датч-Харбора в Японию. Мы дрейфовали дня три-четыре, определяя место корабля через 6-8 часов, затем пошли в базу. Там был и "Генерал Арнолшьд". Приходил он и на полигон, но был вдали от нашего треугольника. который мы выстраивали во время боевой работы. А вот "Генерал Вандерберг" (насколько я помню судно Атлантического полигона США) раз пришел и во время пуска находился в ожидаемой точке приводнения последней ступени ракеты. Командир соединения кап. 1 ранга Новиков именно мне диктовал в ФКП телеграмму на адрес Москва, Кремль с уведомлением об этом инцинденте, высказав при этом мысль, что пуск откладывать нельзя. Пуск был произведен, сообщили точное время старта, но ракета до нас не дошла: или действительно была неисправность (за мою службу так было дважды, включая и этот случай), или же её взорвали по решению правительства -вот этого я не знаю.
      Как-то в походе на "Сибири" кончились папиросы (сигарет тогда практически не было) и наш вертолет отправился на "Cахалин" за ящиком папирос. Этот ящик просто обвязали концом поверх вертолета и так они взлетели с палубы "Сахалина". А СКР (по-моему тогда был "Лэнсинг") прмо лег в дрейф между нашими кораблями. Так командир веролёта Яковенко завис над ним с этим ящиком. Не знаю. что подумали американцы. но у них сиграли боевую тревогу и они забегали в жилетах по кораблю. Наш командир кап. 1 ранга Седов был буквально серым. как штаны пожарного (по его же выражению): вполне могли сбить, так как вертолет находился над территорией США. Но вертолет дал ход и сел на ют. Седов, интеллигентнейший человек, театрал и книгочей, тряс капиитана Яковенко как грушу и говорил слова ранее мной не слышанные. Яковенко же, флегматик каких я не встречал больше, взирал на Седова с высоты своих 180 см с вообще отрешенным выражением лица.
      Аналогично Седов тряс его на Камчатке, когда отрабатывали взлет и посадку вертолета с палубы корабля. Он делал круг над Советским и садился со стороны сопки. Но вот нет и нет вертолета. Становилось уже темно и сигнальщики его упустили. Включили уже "Кактус", но в воздухе нечего и никого не было. Где-то через час шум винтов и садится вертолет с Яковенко и технарём-мичманом. Оказывается, пролетая над Советским, Яковенко увидел жену, идущую их магазина с кошелками, посадил вертолет на окраине поселка и помог ей донести сумки до дома, а заодно и отужинал домашним борщем со сметаной.
=========================================
      Командир корабля (капитан 1 ранга Седов Валерий Александрович, "Сибирь" 1964 г.)
Это был невысокий человек с неизменно серьезным выражением лица. Редко кто видел его улыбающимся. Тем не менее, многие его выражения стали "крылатыми" на корабле. Он был из рода каспийских рыбаков и по некоторым данным родился прямо на палубе рыбацкой шхуны, на которой всей семьей жили. Младший брат командира генерал-лейтенант (в то время) Григорий Александрович Седов был летчиком-испытателем КБ Микояна. В печати встречал очень теплые воспоминания о нем его коллег. Наш же командир всегда был подчеркнуто вежлив. Вне службы называл офицеров по имени отчеству и требовал этого от них. С матросами был только на "Вы". Никогда не входил в кают-компанию без приглашения старшего офицера (как, впрочем, и Максюта), не терпел на корабле слов, не соответствующих флотскому названию того или иного предмета.
      Был такой анекдотичный случай: на корабль в авиационную службу прибыли два старших сержанта ВВС ТОФа, оба сверхсрочники. Палуба юта была покрашена и установлены предупреждения "Осторожно, окрашено!". Прибывшим надо пройти в ангар и они мнутся перед знаком. Кстати, леера на юте были металлическими и "срубались" во время полетов вертолета чтобы не случилось повреждения винтов при крене вертолета на взлете. Сзади к стоящим ст. сержантам подходит Седов и в это время один из них говорит другому: "Петя, как мы пройдем? Пол покрашен", на что Петя отвечает, показывая на леера: "А мы по забору". Что было с этими военными и как выглядел при этом Седов, услышав на вверенном ему корабле такую "терминологию", можно представить. Через месяц занятий оба старших сержанта знали, на каком шпангоуте и что находится на ЭОС "Сибирь".
      Аналогичный случай был с тогда еще юным лейтенантом Степаном Бацей. Он пришел на корабль в армейской форме сразу же после окончания Муромского училища связи. Поскольку он был довольно упитан, то брюки ему сразу не смогли найти и он ходил по кораблю во флотской белой рубашке, в пилотке и армейских темно-синих брюках с кантом по боковому шву. Именно этот кант не давал спать спокойно Седову. И вот однажды в походе командир стоял на левом крыле мостика, а в это время Бацу угораздило спускаться с сигнального мостика с этой же стороны. А поскольку Степан был в то время очень далек от флота и его традиций, то и спускался он по трапу как с колхозного сеновала: задом вперед. И вот Седов, стоя на мостике, наблюдает, как Степан спускается по трапу, демонстрируя командиру плотно обтянутый ненавистными армейскими брюками зад. У Бацы было время выслушать всё, что думал Седов о нем и о Советской Армии в целом. Два месяца Степан ходил с морской практикой под мышкой и каждую неделю сдавал зачеты лично Седову. Думаю, в дальнейшем это сослужило ему добрую службу и он превратился в достойного моряка, прослужив практически все время на экспедиции.
      У Седова была страсть ремонтировать часы. Во время ремонта во Владивостоке опаздывающие на корабль матросы, зная эту страсть командира и то, что сегодня увольняемых будет принимать он, отводили стрелки часов назад и при вопросе командира к запыхавшемуся матросу "Полагаю, опоздали, товарищ….." отвечали: "Да вот часы подвели, тов. кап. 1 ранга". Тут же Валерий Александрович забывал факт нарушения и брал часы к себе в ремонт. Ремонтировал он долго, но всегда вызывал затем матроса к себе в каюту и говорил очень серьезно о том, что часы были грязными и он их почистил, что за ними необходимо следить и еще несколько рекомендаций касательно эксплуатации этого так горячо любимого им механизма.
      Однажды в походе на уже втором месяце на глаза Седову попался в "непотребном" виде кок старший матрос Вовка Лихачевский. Седов долго с ним разбирался и на утреннем осмотре, когда делались все объявления, обратился к команде: "Вызываю тов. Лихачевского и спрашиваю, что пили. Он молчит. Я снова, что пили? Он побледнел и спрашивает, а Вы никому не скажите? Я испугался: не идет ли речь о кобылей моче. Однако тов. Лихачевский провел операцию "Шипр", чем привел себя в нерабочее состояние, а посему объявляю ему месяц без берега". И это в том время, когда мы знали, что еще пару месяцев мы будем в океане.
      Как-то после похода особисты принесли американский журнал, в котором была фотография нашего корабля с загорающим в полном неглиже на ангаре вертолета матросом. Кстати, на нем были только короткие сапоги, что придавало особую пикантность фотографии. А поскольку мы старались ушивать выдаваемые "двухспальные военно-морские" трусы, то он повел компанию, чтобы они были именно уставными. Все это проходило под провозглашенным им лозунгом "Я Вам не позволю сверкать русскими яйцами в американских объективах!"
      Старшина 2 статьи Гордиенко имел внешность, очень напоминающую незабвенного Йозефа Швейка: реденькие волосы на голове, коротенькие и редкие зубки, ямочки на щеках при улыбке, голубые безмятежные глаза. При этом он был достаточно высок ростом, силен и занимался боксом. Однажды отправили его в Петропавловск оформлять какие-то там канаты или что-то еще. Последний ПСК вернулся в 20.00, а Гордиенко нет. Утром его тоже нет. Команду строят на подъем флага и во время команды "На флаг - смирно!", когда все поворачиваются к флагу (а он, напомню, поднимется на кормовом флагштоке рядом с трапом), как раз в этот момент по трапу поднимется Гордиенко. Все взоры обращены к нему, офицеры держат руку у козырька и растерянный Гордиенко, приняв видимо, что это его встречают с таким почестями, забормотал: "Не надо, не надо". Ну, реакция Седова была понятна. На следующий день, опять-таки зачитав приказ о разжаловании Гордиенко до матроса и споров ему лычки бритвой, командир добавил для ясности, обратившись к команде: "Тов. Гордиенко, будучи уволенным в город Петропавловск-Камчатский, встретил там Дульцинею, которая провела ему пышными грудями ниже ватерлинии, упал на супружеское ложе, поднялся в 8 утра и набрался наглости доложить, что прибыл без замечаний! Ну, половой удав, еще и в партию пролез!"
      Семья у Валерия Александровича жила в Севастополе. Жена и дочь были актрисами театра в этом городе. Мы же с удовольствием смотрели документальный фильм "Как снимался "Тихий Дон", где рядом с режиссером Герасимовым видели нашего командира корабля, который был на этом фильме консультантом. Не знаю, когда и где он умер, как проходила его дальнейшая служба, но это был незаурядный человек, настоящий моряк, интеллигент. Как сейчас вижу его невысокую фигуру с серьезным, даже насупленным лицом, в длинных уставных трусах, стоящего на крыле мостика и внимательно разглядывающего американский СКР.
=========================================
       "Чажма" и "Чумикан" после появления на Камчатке довольно продолжительное время стояли на рейде Советского. "Чукотка", которая в ТОГЭ-4 оказалась "не у дел", пришла тоже туда. Вообще это был какой-то "невезучий" корабль: постоянные ремонты, нерикаянность - она как-то затерялась. Ведь это должен был быть корабль-ретранслятор, обеспечивающий нормальную связь между кораблями ТОГЭ и узлом связи штаба ТОФ. Но в процессе работы нашими связистами были составлены таблицы возможного использования частот в зависимости от времени суток, благодаря которым мы выходили на связь с УС ТОФа напрямую. Это прежде всего касалось буквопечатающей связи. Ведь у нас были довольно маломощные передатчики Р-641 "Тантал" с мощностью 1 квт. Поэтому появление в Авачинской бухте новых кораблей было встречено с интересом.
      Прежде всего поражали размеры. Наши корабли имели 108 метров длины. 13 ширины, водоизмещение 6150 тонн, ход 12 узлов. Борта были окрашены в черный цвет, а вот ниже ватерлинии "Сибирь" и "Сучан" красились свинцовым суриком красно-коричневого цвета, а "Сахалин" - зеленого. Новые же были практически белыми или чуть сероватыми. Питание в столовой, а не в кубриках по бачкам, как у нас. Трактор для буксировки вертолета из ангара, да и сам более мощный вертолет. Передатчики "Вяз" с мощностью в 5 квт и направленной антенной. Но первые походы у ТОГЭ-5 были на северный полигон (30-е широты), тогда как мы продолжали практически беспрерывно ходить на 5-й градус и южней за экватор. В силу базирования кораблей (мы стояли у стенки, ТОГЭ-5 - на рейде) каких-то близких контактов в то время не было, а объединить обе группы кораблей под единое начало никому не пришло в голову. Командовал ТОГЭ-5 в то время кап. 1 ранга Онищенко. У нас же командиром после Максюты был кап. 1 ранга Новиков Владимир Михайлович. В свое время он был чемпионом Балтфлота по штанге и с возрастом раздался в ширь настолько, что в нашем посту, сидя у аппарата и читая текст на ленте, занимал две "вертушки". По утрам на шкафуте у барказа он делал зарядку, выжимая две двухпудовки в одной руке.
      В общем, два соединения жили каждое своей жизнью.
=========================================
       Юрий Иванович Максюта был вообще колоритнейшей и замечательной во многих отношениях личностью. Всегда стройный, подтянутый, одет с иголочки физически красивый человек, любимец дам Советского, добрейший человек с чувством юмора и эдакого украинского лукавства. Говорил образно, всегда перемежая свою речь порциями юмора, но не любил официальных речей и выступал всегда на официальных мероприятиях с неохотой и как-то без вдохновления. Но в обычной жизни лучшего собеседника трудно было найти на кораблях экспедиции. Поскольку во время боевой работы он находился у нас в посту (Флагманский Командный пункт - ФГП), то мне приходилось его наблюдать в общении с офицерами, с нами, матросами.
      Всегда исключительно доброжелателен вне зависимости, кто перед ним: флагманский специалист или матрос. Во время боевой работы и после её, когда через ЗАС шел громадный объем передаваемой информации и когда мы буквально двое суток не вылазили из БП, по его команде нам приносили какао из кают-компании, бутерброды с колбасой, сыром, сельдью. За столом в нашем посту сидели офицеры штаба соединения во главе с Максютой и во время ожидания команд и готовностей Максюта являлся мотором этой команды не только по должности, но и как личность, как лидер. Будь он при этом лейтенантом, он все равно был бы заметен. Не являясь специалистом в радиотехнических средствах, он, тем не менее, отлично разбирался в возможностях техники, был моряком до мозга костей и в этом он был очень схож с нашим командиром корабля кап. 1 ранга Валерием Александровичем Седовым .
      Максюта уже на встрече ветеранов в 1984 году был больным человеком, но именно он организовал все эти встречи и был их неприменным участником. После его смерти летом или осенью 1986 года встречи как-то сами по себе заглохли. Юрий Иванович Максюта, человек чрезвычайно интересный, личность незаурядная был похоронен в Ленинграде. После экспедиции его перевели в этот город для организации нового НИИ ВМФ по совершенствованию средств для определения точного места корабля в мировом океане, что чрезвычайно важно для ракетных кораблей и особенно подводных лодок. От этого зависит точность попадания запущенных с них ракет. Оборудование, разработанное в НИИ, проходило испытания на кораблях как ВМФ, так и на судах гражданского флота. Одна из установок испытывалась на судне "Карел", где капитаном был отец актрисы Натальи Варлей. Максюта добился перевода многих офицеров ТОГЭ в свой институт (Кефала, Беркутов, Кочнев), которым обеспечил интересную работу, жилищные условия и служебную карьеру. Всегда он думал о своих офицерах и матросах. Светлая ему память!
=========================================