* Карта сайта

МИЛИ:  1  2  3  4  5  6  7 8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Капитан придвинул кресло к камину, раскурил трубку и, задумчиво глядя на огонь, начал свой рассказ:

Капитан 3 ранга
Чистяков Владимир Иванович.
"Неделин"
82-94


=========================================
Моя Военная Тайна       Было дело на заре короткой, но славной истории "Неделина". 1983 год. Декабрь. Заводские испытания корабля на Балтике. В программе испытаний был пункт "Демонстрация работоспособности автоматизированного радиотехнического комплекса траекторных измерений" с несколько смешным, а по прошествии времени, "нестерпимо родным" наименованием "Зефир-А". И если слово "зефир" никак не отражало функциональности аппаратуры, то в букве "А" был заложен вполне реальный смысл - "А"ктивный ответ от специального прибора объекта измерения. Кому-то пришла в голову мысль - продемонстрировать работоспособность "Зефира-А" следующим образом: этот самый прибор с "А"ктивным ответом поместить на самолет, полетать над кораблем и посмотреть, - как измеряется его траектория. Идея такого испытания была не самой лучшей, потому что Зефир-А изначально "заточен" под другие траектории других объектов, а потому у "промышленников" был вполне обоснованный "мандраж": а сработает ли их творение вообще, да еще в несколько "надуманных" условиях.        Деталей, касающихся "зачем" и "для чего" не помню, но одним из разработчиков программной начинки комплекса, системным программистом (правильнее сказать - программисткой) Леной Ефременко (из Ворошиловградского приборостроительного института и, к слову, одной из талантливейших представителей этой профессии) был сгенерирован тестовый вариант системы, при котором вместо реальных измеряемых параметров, подставлялись заранее подготовленные. Причем, со стороны определить, по каким-то внешним признакам, реально работает комплекс или гонит тестовую туфту, практически было невозможно. Боевая система отличалась от тестовой цифровым номером сборки. Примерно так: 077.12 и 077.14.
       Напряжение возрастало с приближением момента испытаний, взлетом самолета с бортовым ответчиком, прибытием в Центральный Пост Управления Зефиром-А высокопоставленных чиновников во главе с адмиралом Волобуевым. Эмоциональное состояние предстартового мандража заразило и нас, боевой расчет комплекса. Я (лично!) запустил программную систему и, пользуясь штатной возможностью доступа в Центральный Пост, протиснулся туда. Как все, с волнением стал таращиться на транспаранты большого информационного табло в ожидании, когда вспыхнут те самые лампочки сигнализирующие захват. С ГКП сообщили, что самолет уже в пределах видимости, вот уже на боевом курсе …, а захвата все нет. Тут во мне зародились некие мрачные сомнения … Но нет! Все! Есть захват!!! Крики "Ура!", объятия, поздравления, рукопожатия мгновенно разрядили висевшую над всеми атмосферу напряжения. Цель, которая сегодня так желаема всеми, была достигнута! Зефир-А - воплощение знаний, таланта, труда многих тысяч людей по всей стране - работает! Даже по этому дурацкому самолету!
       И только у меня возникшие сомнения, почему-то не исчезли … По-тихому я вернулся в пост вычислительного комплекса, взглядом впился в инженерную панель ЭВМ и … внутри все похолодело … Работала тестовая система!!! Я был готов провалиться сквозь землю (т.е. палубу): перепутав номера сборки, запустил именно ее, тем самым фальсифицировал весь процесс испытаний! Что делать?! Бежать и признаваться в роковой оплошности …сразу не стал. Решил сначала посмотреть, - что ж в действительности измерил Зефир-А? (реальные измеряемые параметры регистрировались в обоих системах). Поставил бобину с магнитной лентой в ЛПМ, запустил программу просмотра данных и уставился в монитор. "Ура-а!" - теперь я в одиночку орал на весь пост, потому что Зефир-А ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СРАБОТАЛ! С небольшим, правда, сдвигом по времени, от того, что видели все. Но в тот момент, эти детали были несущественны. Сработал! Именно это было важно для всех и для меня в том числе. Но все же, как поступить? Рассказать, как получилось или … ?
       Тем временем и военный и "гражданский" народ, причастный к сегодняшнему успеху, праздновал это событие и принимал поздравления. Я присоединился. Сидел с налитым стаканом и все решал: сейчас рассказать или … подождать? И тут в каюту, где, помимо меня и командира группы АСУ Богданова Руслана Равильевича, находились сегодняшние триумфаторы - создатели Зефира-А: Круглов Юрий Михайлович, Орешкин Владимир Николаевич, Покуляк Евгений Францевич, Сизов Леонид Викторович, Архипкин Владимир Ильич, Кочаненкова Татьяна Демьяновна, Моисеева Наталья Викторовна, а может кто-то еще, и происходило отмечание успеха, зашел командир "Неделина" в то время Олег Николаевич Моисеенко с наилучшими намереньями - поздравить "именинников". Что и сделал, достаточно велеречиво и искренне одновременно. И лишь после этого увидел (или сделал вид, что только что увидел) меня, - офицера подчиненного ему экипажа. Руслан Богданов предусмотрительно отстранился за чью-то спину и ушел с линии командирского взгляда. Классифицировать действие лейтенанта со стаканом в руке, вне зависимости от ситуации, по тогдашними служебными нравами полагалось, как "участие в пьянке на корабле".
       Однако сразу принимать меры Олег Николаевич не стал. А часа через полтора слышу команду вахтенного офицера Саши Герасименко "Лейтенанту Чистякову прИбыть на ГКП!" С трудом поднялся на ходовой мостик, - сказались эмоции прошедшего дня + принятая доза спиртосодержащего напитка, - темно и кроме Сани Герасименко никого: корабль "распят" на бочках и несется "якорная" вахта. "Тебе кэп приказал заступить щас дублером вахтенного офицера!". Ладно, буду дублером.
       Герасименко был в то время опытным офицером (старше на пару лет) и по-товарищески подсказывал, как лучше поступить в тех или иных служебных ситуациях, а при необходимости - попросту "прикрывал". Вот и сейчас - отправил меня к планшету со схемой якорной стоянки, где была практическая возможность к чему-то там прислониться и "пережить трудные времена". Однако не тут-то было: резко усилившийся ветер с дождем и снегом сразу сделал безмятежную стоянку на бочках весьма рискованным предприятием. На мостик поднялся командир. Борьба за безопасность стоянки продолжилась под его руководством: баковые и ютовые команды сражались со швартовыми концами и наконец условия стоянки были стабилизированы. Моисеенко спустился к себе в каюту.
       Зато на ГКП поднялся вице-адмирал Волобуев. Выслушав доклад вахтенного офицера, выразил недоумение отсутствием командира в сложных метеоусловиях стоянки: "Вызвать на мостик!". Приказ старшего на борту пришлось исполнять и Олег Николаевич минут 20 слонялся по ГКП, бурча под нос что-то недовольно-нечленораздельное. Убедившись, что с безопасностью стоянки - все "тип-топ", покинул мостик. А где-то спустя час, ситуация с прибытием Волобуева и последующими событиями повторяется один-в-один, лишь на более высоком эмоциональном уровне. Похоже, что для Моисеенко это была не первая бессонная ночь подряд, т.к. вид у него был, мягко сказать, весьма усталый. Под утро, наверное и я выглядел не лучше, найдя для себя оптимальное положение: прильнул к визиру, повиснув на "перископовских" ручках. Сзади подошел Олег Николаевич, положил руку на мое плечо: "Что, Чистяков, тяжело?" - я сделал попытку молодцевато расправить плечи, дескать "все нам нипочем". "Вот и мне, … нелегко…" - вздохнул командир. - "Иди отдыхай!".
       В результате я так никому и не рассказал, что же произошло при "самолетных" испытаниях Зефира-А. Это и стало моей "военной тайной". Сейчас это делаю первый раз! По большому счету, эти испытания были формально-необходимым этапом, и технические подробности в тот момент особо никого не интересовали. Впоследствии было еще очень много испытаний (в частности по ДОС "Салют-7" в том полете космонавта Владимира Джанибекова, когда он фактически спас станцию на орбите) и реально выполненных "боевых работ свойственного назначения", где Зефир-А замечательно сработал. А я предпринял все необходимое, чтоб в будущем подобные ошибки были невозможны.
       Но чем больше проходит времени с момента тех событий, и я иногда вспоминаю о них, тем больше меня занимает вопрос: "А так ли я неумышленно перепутал тогда номера версий системы?!"
=========================================