* Карта сайта

МИЛИ:  1  2  3 4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Капитан придвинул кресло к камину, раскурил трубку и, задумчиво глядя на огонь, начал свой рассказ:

Капитан 1 ранга
Карпов Александр Георгиевич.
"Спасск", "Неделин"
79-89


=========================================
      Здравствуй, бригада или встреча с фейерверком. 1984 год, декабрь. Переход Балтийск - бухта Крашенинникова завершен. Корабль измерительного комплекса "Маршал Неделин" готов украсить собой рейд и корабельный состав войсковой части 60111.
       Соединение для местных жителей было привычно-загадочным. Эти корабли маячили в бухте Крашенинникова с 1959 года, регулярно исчезая, появляясь, и увеличиваясь количественно ("Неделин" стал седьмым). Называли их то "экспедиция", то "максютовцы", то просто "шары". Никого это особо не удивляло - ведь даже поселок на берегу бухты назывался то город Петропавловск-Камчатский-50, то поселок Советский, то поселок Приморский, то Вилючинск. Особо любознательный мог бы узнать (до того, как попал бы под опеку местных особистов), что корабли входят в состав 5-й Тихоокеанской океанографической экспедиции (5 ТОГЭ) и занимаются "исследованием высотных слоев атмосферы" (именно так личный состав учили отвечать на вопросы посторонних).        Выглядели корабли экспедиции тоже довольно нестандартно: они не были полностью белыми, как другие гидрографы или "корабли науки" типа "Космонавт Ю.Гагарин", фото которого часто появлялось в иллюстрированных журналах того времени. Они не были выкрашены в шаровый цвет, как все корабли советского ВМФ, хотя несли именно Военно-Морской флаг и гюйс. Они имели белые надстройки с множеством разнообразных антенн, и шаровый корпус. Опытный взгляд мог бы угадать под позднейшими радиоэлетронными наслоениями добропорядочное сухогрузное происхождение этих судов, ставших по воле партии и правительства кораблями 1 ранга.
       Кому они подчинялись, тоже никто толком не знал, включая командование многочисленных камчатских частей.
       Только получив назначение на должность на один из этих кораблей и соответсвующую форму допуска (минимум 2-я, для некоторых должностей - 1-я) офицер мог унать, что слова про океанографию называются романтичным термином "легенда прикрытия". Что служить он попал на плавучий измерительный комплекс министерства обороны СССР (ПИК МО), который состоит из кораблей измерительного комплекса (КИКов). Что подчиняется ПИК МО аж сразу трем главнокомандующим: ВМФ, РВСН и ВКС (тогда называлось - УНКС). Что основной документ, определяющий боевую деятельность соединения (средней толщины красная книжка, чтобы взять в руки которую и нужна 2-я форма допуска) так и принято называть: "приказ трех главкомов". В составе Тихоокеанского флота ПИК МО числился как 35 бригада кораблей спецназначения с соответствующим штатным расписанием.
       В этом было существенное и неявное на непосвященный взгляд отличие кораблей ТОГЭ от своих атлантических собратьев, "кораблей науки" с именами космонавтов. Те суда, входившие в состав Балтийского и Черноморского морских пароходств, имели гражданские морские экипажи, и т.н. "экспедицию" из офицеров ВКС в штатском для обслуживания аппаратуры, являвшихся, по сути, пассажирами. Им, в отличие от кораблей ТОГЭ, не запрещалось заходить в иностранные порты. Поскольку их зоной ответственности была Атлантика, а ТОГЭ - Тихий и Индийский океаны, корабли практически не встречались, хотя часто работали по одним объектам и знали друг о друге. За специфическую окраску, флотскую форму, "крейсерскую" организацию и условия службы ТОГЭ в этом морском сообществе называли "черной экспедицией".
       И вот в экспедицию прибыло пополнение. Белоснежный от клотика до ватерлинии, специально спроектированный для поставленных задач, избалованный вниманием всех разведок мира, "Неделин" занял свое место на бочке в бухте Крашенинникова в точке 58.
       Главных ценителей еще не было. Штаб бригады во главе с комбригом к.1.р. Ю. А, Каплиным и всеми кораблями еще не вернулись с очередной боевой службы. Их ждали со дня на день. Настроение ожидающих было разным.
       Личному составу и большинству молодых офицеров, на соединении ранее не служивших, до штаба бригады было, как до командования ТОФа - т.е. их наличие со своим существованием они никак не ассоциировали.
       Командование корабля (командир, старпом, замполит) тоже на соединении ранее не служили, однако командование бригады являлось их непосредственным начальством, т.е. ассоциации были самыми прямыми. В меру сил командиры пытались привести опья-невшую от завершения полукругосветки и зимней Камчатки молодежь "в меридиан", что-бы встретить штаб на пике флотской организации и порядка на заведованиях.
       Комдивы измерительного комплекса все были выходцами из ТОГЭ, хорошо знали своих флагманских специалистов и что от них ожидать, но особого волнения не испытывали. Комплексы у них были новые, "флажками" еще не виданные и не изученные, так что ближайшие перспективы общения сводились к показам и объяснениям. Кроме того, бессменный "царь и бог" измерительного комплекса в\ч 60111 к.1.р. В.С. Литвинов при-сутствовал лично на всех испытаниях корабля и кого надо уже выдрал. Так что неожидан-ностей не прогнозировалось.
       Механикам было не так спокойно. И командир БЧ-5 Н. Н. Новиков и его комдивы Вова Любенков и Серега Петрухин пришли с ТОГЭ и хорошо знали флагмеха "деда" Некрасова и его помощников.
       Требовательность флагмеха на соединении была легендарна и имела объективные причины. Одним из поводов к постройке "Неделина" было то, что корабли соединения выработали свой ресурс задолго до его прихода. Для примера: когда "Спасск" выходил из ремонта в Дальзаводе в 1980 году, зазор между стенкой цилиндра и поршнем его паровой машины составлял 12(!) мм. Корабли не списывались, поскольку их нечем было заменить, и активно (и безаварийно) эксплуатировались во многом исключительно высокому профессионализму специалистов БЧ-5. Коего профессионализма и добивался флагманский механик.
       В ночь перед приходом кораблей бригады в базу механики "Неделина" еще наводили лоск на своем заведовании. Кому пришла в голову мысль тайком осушить трюмные воды ночью в бухту, неизвестно. Факт остается фактом, грязную воду со значительным количеством солярки качнули за борт. В принципе, ничего страшного, про "Гринпис" и Митволя тогда не слышали. Однако был декабрь, в бухте был лед, и солярка в силу своего удельного веса всплыла в полынье между бортом и льдом.
       Утренняя приборка. Дежурный по кораблю замполит ИК к.3.р. В. А. Проневич, полный сознания своей ответственности за подготовку корабля к приходу штаба, обходит корабль, проверяя приборку. Когда у тебя на рукаве повязка "рцы", нелепо просто пройти мимо шуршащих швабрами матросов. Надо чего-нибудь углядеть, куда-нибудь ткнуть пальцем, вызвать старшину команды или командира группы. А будут возражать - всех заложить старпому на утреннем докладе.
       На юте "Неделина" стоит печка-буржуйка. Сделали ее из бочки, покрасили в цвет палубы, смотрится нормально. Нужна она, чтобы сжигать бумагу. Как любая организованная система, корабль 1 ранга требует для своего функционирования определенное количества бумаг. А куда их девать? За борт на радость ребятам из ЦРУ - нельзя. На кораблях типа "Спасска" проще - там паровой котел "Бабкок Вилькокс" (шведский, музеи от-дыхают, документацию в ремонте пытались достать через МИД - нет даже в Швеции) - топка размером с каюту. А на "Неделине" пришлось поставить печку; в заведовании у боцманов, но использовать могут все по необходимости.
       И вот какая-то сволочь этим утром там что-то жгла! А корабль к смотру!! А там пепел!!! Что говорил боцманам Антоныч - неизвестно. Но впечатление произвел. Впечатленные боцмана быстро вытряхнули содержимое печки за борт.
       И это случилось. Солярка на воде вспыхнула весело и энергично. Столб огня в районе кормы быстро вырос до вертолетной палубы. Сгорел кормовой флаг. Появившиеся из-за Трех Братьев корабли бригады с изумлением наблюдали столб дыма над родной ба-зой.
       В районе объятой пламенем кормы цистерна с 70 тоннами авиационного бензина для вертолетов. Корабль ход дать не может, дизель не запущен. На якоре не подтянуться, стоим на бочке, кругом лед. В этой ледяной кастрюле с соляркой кипятим цистерну с авиационным бензином. Пытаюсь лихорадочно соображать, что мы можем предпринять в этой ситуации. Кажется, только ждать, что произойдет быстрее - механики запустят двигатели или рванет цистерна.
       Командир находит другой выход. Волков спокойно, как всегда, приказывает в ПЭЖ запустить выдвижную движительно-рулевую колонку ВДРК(черт возьми, я про неё даже не вспомнил!). Была на "Неделине" такая новинка по тем временам: из шахты под кормой выдвигается что-то вроде подвесного лодочного мотора, и подталкивает корму в нужном направлении. Устройство запущено из холодного состояния и пытается сдвинуть корабль в ле-дяном поле. Из ПЭЖа доклад (кажется, это был Игорь Ляндин):
       - Товарищ командир, из шахты подруливающего идет дым. Подруливающее сейчас сгорит!
       Волков (спокойно):
       - Пусть сгорит. Вы мне сдвиньте корму на 10 метров.
       Сдвинули. К этому моменту подошли корабли соединения. Комбриг, штаб и все высыпавшие на палубы любопытствующие видят своего долгожданного собрата: с остатками девственной белизны в носовой части, закопченной кормой, сгоревшим флагом и ошарашено ползающим по заведованиям экипажем. Перекраска корпуса в шаровый цвет "как у всех" прошла быстро и безболезненно для самых радикальных патриотов "белого парохода".
=========================================