* Карта сайта


1959 год

      Не было в мире красивее кораблей. Ни одно государство до сих пор не строило более совершенных и более мореходных кораблей. Они появились в океане в самом начале космической эры, отработали свой век и кажется, что тихо скончались, как чайные клипера когда-то. За кормой остались сотни тысяч миль, большая часть их жизни и работы осталась за кадром, тысячи людей были причастны к этим событиям, но до сих пор мало кто знает, что же это за корабли такие - корабли ракетно-космического флота?
      12 апреля 1961 года первый космонавт Земли совершил полёт на корабле "Восток" вокруг земного шара. Всего 108 минут, но с этой даты начала отсчитываться новая эра в истории человечества. Началась-то эта эра раньше, ещё с Циолковского, ракет Фон Брауна, но именно в эти годы началось практическое освоение ближнего космоса. Мощнее всего развивалась военная составляющая - ничего не поделаешь, Соединённые Штаты тоже не сидели сложа руки. А все эти красивые названия "космический флот", "первопроходцы космоса" были только красивой ширмой. Оба государства очень торопились, счёт шёл иногда на недели и дни. Денег не жалели: казалось, кто обуздает космос, тот выйдет победителем из войны будущего.
      Друзья, давайте на этом сайте создадим историю нашей славной ЭКСПЕДИЦИИ: люди, корабли, океаны...
Бачурин Аркадий Петрович       РОЖДЕНИЕ ТОГЭ       (краткий исторический очерк)
      Разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии не решил идеологических противоречий внутри блока государств – победителей во 2-й мировой войне. Образованная в июне 1945 года Организация объединённых наций по сути дела предоставила только трибуну для дискуссий между политиками и дипломатами государств – бывших союзников. В феврале 1948 года в городе Фултоне (США) с программной речью выступил Уинстон Черчилль. В ней он призвал Западный мир организовать «крестовый поход» против СССР. Этот период стал началом «холодной войны». Далее

Командиры ТОГЭ-4
Контр-адмирал
Максюта
Юрий Иванович
1959-1963 гг.
Капитан 1 ранга
Новиков
Владимир Михайлович
1963-1967 гг.
Капитан 1 ранга
Корытин
Виктор Дмитриевич
1967-1968 гг.
Капитан 1 ранга
Краснов
Энгельс Яковлевич
1968-1974 гг.
Командиры ТОГЭ-5
Капитан 1 ранга
Онищенко
Евгений Яковлевич
1962-1971 гг.
Капитан 1 ранга
Гатчинский
Витольд Георгиевич
1971-1974 гг.
Командиры ОГЭ-5 / 35 бригады КИК
Контр-адмирал
Краснов
Энгельс Яковлевич
1974-1982 гг.
Капитан 1 ранга
Трунин
Константин Николаевич
1982-1986 гг.
Капитан 1 ранга
Каплин
Юрий Алексеевич
1986-1991 гг.
Капитан 1 ранга
Чебанов
Леонид Викторович
1991-1994 гг.

1960 - 1962 годы

     Легендарные командиры первых экипажей: КИК "Сахалин" капитан 1 ранга Зонов Виктор Васильевич ( г.Екатеринбург), КИК "Сучан" капитан 1 ранга Васильков Павел Евгеньевич (Москва), КИК "Сибирь" капитан 1 ранга Седов Валерий Александрович (Севастополь), КИК "Чукотка": капитан-лейтенант Пилипенко Иван Кузьмич и капитан 1 ранга Костылев Борис Александрович (Москва).

     Начальники первых измерительных комплексов: Бачурин Аркадий Петрович ("Сибирь"), Лимановский Анатолий Валерианович ("Сучан"), Авраменко Владимир Александрович (Флагманский), Карпухин Григорий Моисеевич ("Сахалин").

Один из документов экспедиции. Такое надо в музей. БЧ-4 ЭОС "Чукотка" во Владивостоке в Дальзаводе. Корабль превращался из судна-ретранслятора в корабль измерительного комплекса, первая большая модернизация. Слева матросы Савушкин, Брем, Снегин, офицер в центре - старпом, слева от него зам по специзмерениям Юрин Ю.С., замполит Афонский В.Н., Эгон Мантай (БЧ-4), второй справа во 2 ряду - Курочкин

1963 - 1964 годы

ЭОС "Сибирь", знаменитая флотская система бачкования. На снимке два кока В.Лихачевский и В.Коромыслов, затем рулевой В.Солодянкин (с чайником), следом за ним - Ширшов. Крайний справа - А.Бевзюков. На втором фото командир "Сибири" Седов Валерий Александрович с годками в 1964 году.

1974 год

'Маршал Крылов'

Проект 1914. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 577-195 от 16.07.74 г. и приказом МО СССР №00493 от 19.08.74 г. заложены первые две секции на Балтийском заводе.

1977 год

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 744-244 от 24.08.77 г. и приказом МО СССР №00489 от 13.09.77 г. передан для строительства на Ленинградское Адмиралтейское Объединение и заложен 19.11.77. Я поступил на первый курс Высшего Военно-Морского училища им. А.С.Попова вместе с Шардиным В.Е., Чистиным К.Н., Горбатовым В.А. (в последствии- командир ОЦПН "Днестр"), Богдановым Р.Р., Федотовым М.В.(в последствии - штурман "Маршала Крылова"), Шиловым В.В.

Главный строитель проекта Валентин Анатольевич Таланов.

1981 год

Большой поисково-измерительный корабль "Маршал Неделин" 30 октября спущен на воду. Командиром 5 Тихоокеанской гидрографической экспедиции был тогда капитан 1 ранга Трунин Константин Николаевич. Взгляните на масштаб стройки: слева для сравнения храм Христа Спасителя и проект 1914. Храм высотой 103 метра, "Неделин" -215.

1982 год

Мы поселились в казармах ВГ-67 на Кожевенной линии Васильевского острова, дом 42 в Петербурге. Потом нас оттуда выселили, перевели на площадь Труда, а на Кожевенную поселили экипаж "Фрунзе".

С ними мы вместе строились, вместе проходили госиспытания, почти одновременно ушли на Тихий океан. Встретились снова в Техасе и стояли, как родные, опять рядышком.Почти весь 1982 год ходили в наряды, патрули, чистили Питер, ездили учиться, первый раз на корабле появились только в середине 1983. Неописуемое зрелище: корабль приварен к стенке, переборок нет, трапов нет - стройка, одним словом. Умер Леонид Ильич Брежнев. А какая осень была в Ленинграде! 7 июля начались швартовые испытания. Директивой штаба ТОФ №13/1/10110 от 11.03.82 г. сформирован экипаж из личного состава 5 ТОГЭ.

Это мы на "Авроре". Слева - начальник ИК Колпащиков Александр Анатольевич.

1983 год

18 июля экипаж прибыл на корабль. Официально в этот день начались ходовые испытания и 1 этап госиспытаний. Это был очень активный год. Корабль очень активно строился, мы сутками были на нём, было очень интересно: я благодарен судьбе, что удалось приобщиться к славному племени судостроителей. Я многому научился у этих людей: от "как правильно пить спирт" до самых изощрённых инженерных тонкостей. Спасибо всем! Мартынов Слава, Холопов Саша, Карпов Женя, Покуляк Женя, Кочаненкова Татьяна, Хуснутдинов Равиль. Это были не люди - гиганты! Никогда больше жизнь не давала мне столько друзей и наставников. Совершенно секретное тогда предприятие Г-4149, а теперь Российский НИИ космического приборостроения. Самый главный мой университет - Ленинградское адмиралтейское объединение. В середине года нас оторвали от стенки и мы пошли!! Сначала в Кронштадт, корабль был настолько красив и огромен, что им любовались даже из Ораниенбаума. Его шарик был на уровне Морского собора. Мы боялись тогда фотографировать, у нас был очень крутой особист. Неужели ни у кого не осталось таких фото? А в октябре вышли на ходовые испытания. Вернулись 30 декабря.Ёлочки из морга пришлось выбросить - за это время погибли 3 человека. Пройдено 7 358 миль.


1984 год

Приказ командира ЛенВМБ №0467 от 20.08.84 г. - поднят флаг ВМФ СССР. Мы переживали в эти годы столько, что потом и за пять лет не случалось. Учились, государство не жалело денег для нас, могли, запросто, слетать в командировку, шли неплохие поставки ЗиПа. Мы усиленно готовились к морям и 2 июля вышли с целью добраться до Камчатки! Месяц на рейде "Серая лошадь", два в заливе Хара-Лахт, месяц в Балтийске (вышли 29 сентября). И потом появились, не запылились в Бельте: натовцы просто охренели от счастья и радости!

Прошли Европу, Бискаи (какие там Бискаи, шарахались от всех проторенных путей чуть не посредине Атлантического океана!). Потом у нас серьёзно заболел лётчик один, зашли в Конакри, чтобы его отправить в Москву, да кое-какой водички взять. Обогнули Африку, подошли к Диего-Гарсии 7 ноября. Не в честь ВОСР,а для разведки военно-морской базы, тогда ещё выборы президента США были. Сняли аккуратно, американцы за нами гнались, но не догнали. Потом услышали, что убили Индиру Ганди, к нам подошёл танкер "Ахтуба",

мы заправились в Индийском океане, к нам пересел какой-то чел. 17 октября, перед моим 25 летием первый раз пересекли экватор в долготе 12'14E. Потом Сингапур, потом японские корабли

и, наконец, "закрытый порт Владивосток". Я никогда в жизни не забуду после тропиков ощущения мороза! Это было крепче, чем водка, мы всю ночь где-то гуляли, катались на такси, звонили домой - мы просто обалдели! А потом - на Камчатку,

якорная стоянка 58. Пройдено 31 274 мили. Между прочим, длина экватора чуть больше 21 000 миль.

Карта перехода

1985 год

Одна из самых первых фото на Камчатке

Нас перекрасили! У нас стал шаровым корпус. Но палуба на "Неделине" была всегда зелёной! На "Крылове" - красной. В лучшем кабаке "Уют" посёлка Приморский

пели песню "для моряков с белого парохода "Ах, белый теплоход!". В этом же году обеспечивали связью знаменитую стыковку Джанибекова с обесточенной станцией "Салют".

Пройдено 24 195 миль.

1986 год

Пройдено 36 336 миль.

1987 год

В этом году мы были в Дальзаводе, плановый ремонт. Встречались со своими друзьями с ТРКР "Фрунзе". Сумели поставить своеобразный рекорд: в доке Дальзавода мы простояли почти 3 месяца, говорили, что дольше нашего никто не стоял.

Пройдено 7 453 мили.

Спасение "Салюта"

Чумикан'

Не помню ни даты, ни года, всё перемешалось. Походов было очень много, с американцами "работали" очень тесно, только мы "за", а они "против". Слева мы с "Чумиканом", справа - нас пасёт "Обзервейшн Айленд".

На других фото:

Какой-то праздник Нептуна на "OI". "Чумикан" против "Генерала Арнольда" и

"Сучан" (переименованный позднее в "Спасск") против плавбазы ПЛ 322, "Неделин" против "Обзервейшена".

Запуск "Бурана".
18 ноября 1988 года


Буран

Замечательное событие! Это 58 градус ю.ш. Попали в совершенно дикий шторм, поломали фок-мачту. Если бы меня спросили, что такое ад, то я бы сказал, что это 58 градус ю.ш. В 1994 году я в Барнауле купил книгу "Первый полёт"

("Авиация и космонавтика", Москва,1990, тираж 100 000 экз.), где несколько слов написано о нашем корабле. У меня родился сын,

который теперь мне помогает делать этот сайт.

Пройдено 30 453 мили.

1989 год

Сделан НПО 'Альтаир' Сделан НПО 'Альтаир' Значёк 'Маршал Крылов' Сделан на Ленинградском монетном дворе Печать Нептуна с 'Неделина' Ветеран ТОГЭ Ветеран ТОГЭ Такой знак давали за переход экватора А это штат на 'Крылове' Знак для посещения Сиэтла 50 лет НИИ-4 Знак 'Крылова' Встреча на Торбеевом озере Знак 'Чукотки' Знак '20 лет ТОГЭ' Знак '20 лет ТОГЭ' Знак 'За переход экватора. Чажма'

Пройдено 32 035 миль.

Острова Фиджи

В этом месте у нас произошла авария. Был сильный шторм, боковой ветер, часа два нас несло на берег, я был в ту ночь вахтенным офицером..

1990 год

Такой он был красивый

Пройдено 15 432 мили.

Факт под названием "Observation Island"

Против США мы дружили, сказать, что они вели себя нагло - не скажешь, мы не лучше. Было интересно.

1991 год

Это уже печально, героизм перестал быть нужным. Сначала нас на рейде Владивостока догнали реформы министра Павлова. Мы месяц торчали там и нас не хотели ставить в ремонт. Потом нас поставили в завод и пару месяцев мы дубинкой груши околачивали. Начиналась реформа, кто-то ещё верил, что всё будет хорошо, даже, например, механик Гена Ламброзо. Но экипаж начал разбегаться. Кстати, наш приятель "Обзервейшн" до сих пор в строю...История закончилась

Пройдено 1 336 миль.

1992 год

Офицеры "Маршала Неделина" перезахоранивают прах графа Муравьёва-Амурского. г. Владивосток. Это Руслан Богданов, я и Рева Сергей.

Очень хорошая фотография. Это офицеры корабля после торжественного подъёма Андреевского флага, Военно-морской флаг СССР спущен. Слева направо: начальник измерительного комплекса Гаркавка Сергей Сергеевич, старпом Шардин Вадим Евгеньевич, командир Волков Владимир Фёдорович, зам по воспитательной части, начальник клуба Долгополов Алексей.

Командиры корабля измерительного комплекса "Маршал Неделин": капитан 2 ранга Моисеенко Олег Николаевич (1982-1984), капитан 1 ранга Волков Владимир Фёдорович(1984-1991) и капитан 1 ранга Кудымов Владимир Николаевич(1991-1999).

1997 год

Блок юбилейных монет Санкт-Петербургского монетного двора, выпущенный к 300-летию Военно-морского флота России . "Маршал Неделин" - символ Петербурга.

1999 год

09.12.99
“Маршал Неделин” горит от безысходности
Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"
-------------------------------------------------------
Сильный пожар вспыхнул во вторник вечером на корабле измерительного комплекса “Маршал Неделин”, который стоит у причальной стенки на мысе Артура на входе в бухту Улисс. Уникальный корабль долгое время трудился на военно-космические силы страны, в Тихом и Индийском океанах поддерживал связь с разведывательными и навигационными спутниками, орбитальными комплексами. В начале 90-х годов плавучий центр управления полетами отправили в резерв, а в прошлом году вывели из состава Тихоокеанского флота и передали на баланс государственного комитета по управлению имуществом. С тех пор корабль, напичканный сложнейшей электроникой, просто-напросто разворовывается, с него тащат всю начинку с содержанием драгоценных металлов. Нынешний пожар вспыхнул в 17.30 в кладовой тросов румпельного отделения. Из-за того что выгорали линолеум и краска, над “Маршалом Неделиным” поднялись густые клубы дыма. По тревоге была поднята аварийно-спасательная служба ТОФ, ей на помощь прибыли пять цистерн управления государственной противопожарной службы. Они довольно быстро локализовали возгорание, а затем сделали проливку выгоревшего помещения. На всякий случай на корабле оставлен для наблюдения противопожарный пост.
-------------------------------------------------------
Copyright © 1999 ЗАО "Владивосток-новости"

2004 год

Состоялся выпуск юбилейного почтового блока, посвященного 300-летию ФГУП «Адмиралтейские верфи», с изображением знаменитых судов, построенных на стапелях предприятия за его трехсотлетнюю историю. На почтовом блоке изображены: парусный фрегат «Полтава», автономный глубоководный аппарат «Русь», дизельная подводная лодка проекта 636 Kilo, атомный ледокол «Ленин», научно-исследовательское судно «Маршал Неделин», арктический танкер «Астрахань». Каждый из них ознаменовал особую веху в истории российского судостроения и внес лепту в становление отечественного флота. Художник Баранов Ю.Л.

Исторический журнал корабля "Маршал Неделин"

Почётная книга корабля "Маршал Неделин"


"Маршал Неделин" за 1983-1991 годы вместе со своим экипажем
прошёл 185 872 мили.