* Карта сайта

Корабль измерительного комплекса "ЧУКОТКА"
Проект 1129 Б

      Если историю проекта 1128 можно запросто назвать запутанной, то проект 1129, "Чукотка", имел судьбу ещё более интригующую. Одинаковое польское начало, один и тот же главный конструктор ЦКБ-17 Загайкевич, переход Северным морским путём. Кораблю предстояло стать ретранслятором. Всё логично: корабли только начали осваивать Тихий океан и особенности радиосвязи на этом театре. Что-что, а связь должна быть надёжной. Как любят говорить связисты: "Связь замечают, когда её нет". Для этих целей и создавался корабль. Причём, начало судьбы у него хорошее: именно КИК-16 принял первый сигнал от Ю.А.Гагарина.
       Чтобы понять уровень подготовки экипажей ТОГЭ расскажем, как призывался личный состав в те исторические времена. В те времена отбор на военно-морскую службу был очень серьёзным. Отбирались самые крепкие, здоровые и не предрасположенные к различным болезням. Уже в учебном отряде, после полугода учёбы, проводили очередную селекцию - из всех групп выбирали всех отличников и создали из них особую группу. С ними занимались особенно старательно и они ходили реже в наряды и караулы. Были в этой группе товарищи и с техникумом и институтом. Как и на другие корабли ТОГЭ, в конце 1961-го года в связи с организацией службы наблюдения на "Чукотку" пришли солдаты - настоящей головная боль командования корабля - ребята не хотели служить 4 года. На борту жили гражданские, даже женщины. Они работали на посту СЕВ (система единого времени), ОсНаз и, конечно, в службе наблюдения, как в то время назывался измерительный комплекс.
На фото: руководитель польского проекта B-31 Адольф Поляк, главный конструктор Невского ПКБ В. В. Ашик, заместители Д. Н. Загайкевич, П. П. Милованов, главный строитель А. М. Косач.
Адольф Поляк Виктор Владимирович Ашик Д. Н. Загайкевич
П. П. Милованов А. М. Косач    
       Итак, ЭОС "Чукотка" был построен как корабль связи (ретранслятор), но после первого же похода выяснилось, что устойчивую связь с Москвой, даже на буквопечати, с экватора можно вести однокиловаттным передатчиком, какими были троекратно оснащены все корабли ТОГЭ. Нужно было соблюсти одно условие: прохождение частоты должно быть идеальным без помех со стороны всяких "рыбаков". Чтобы обеспечить эту чистоту, включался на проходной частоте мощный (в районе Совгавани) передатчик "МАРИУС" мощностью 300 кватт, который передавал точки примерно в течение часа и все "рыбаки" с этой и близких частот исчезали.
       Избыточность "Чукотки" стала понятной не только офицерскому составу, даже в низы стали просачиваться слухи об этом. После очередного похода, в конце 1961 года корабль поставили в сухой док во Владивостоке.
       Наступили очень холодные, неуютные и грязные времена для всего личного состава. Уже во время откачки воды из дока весь личный состав поставили вокруг корабля на плотики со скребками в руках и по мере снижения воды отскребали всё, что наросло ниже ватерлинии. На следующий день начали чистить от остатков мазута донные цистерны так как возникла необходимость заменить 200 кв. метров днища корабля. Был месяц ноябрь, уже довольно холодно, мазут тянется как мёд, а после надо ветошью вытереть всё досуха. В каком виде матросы вылезали из цистерн, можно себе только представить. Хочется принять гоячий душ, но нельзя так как через пару минут весь мазут, выходя из пор кожи, оказывается на полотенце и одежде. Можно мыться только слегка тёплой водой. Мы и в 80-х годах шутили: в доке выслугу надо считать год за три.
       После дока "Чукотку" поставили к стенке "Дальзавода". У корабля срезали все надстройки вместе с фок-мачтой до дымовой трубы. Затем вырезали начиная с носового трюма до миделя все кубрики. На берегу стояли уже готовые надстройки. Было только делом времени поставить новые водонепроницаемые переборки, кубрики, помещения и надстройки, а затем проложить необходимые кабель-трассы. Кроме постов и кубриков на месте трюма, были построены каюты для старшинского состава (по 4 человека в каюте) под ютом, по правому борту. А напротив, по левому борту, была сделана столовая. В машинном отделении установили новые топливные насосы и новую опреснительную установку, а также заменили рефрижераторную установку на три мощные, сделали ремонт паровой машины. Экипаж жил на старом, рядом поставленном эсминце. Затем начался монтаж нового оборудования, машин, аппаратуры.
       Установлено такое же радитехническое оборудование, что и на проекте 1128: тот же "Трал", СК, "Кактус", те же фоторегистрирующие приборы. Но были и небольшие отличия: слегка расширился парк аппаратуры РЭП и вместо РП "Нептун" были поставлены навигационные станции "Дон-2". До модернизации на сигнальном мостике стояла обычная палатка с аппаратурой радиоразведки, теперь же появились радиопеленгаторы.
       Это был интересный период. Моряки очень ревниво следили за монтажом и наладкой. Самое интересное, что после модернизации экспедиция получила корабль, котрый был лучше не только старого, но и новее своих "двоюродных братьев - "Сибирь", "Сахалин", "Спасск". Проект был обозначен, как 1129 Б, а другие корабли к такой модернизации пришёл только через несколько лет, не говоря уж о "Спасске". Правда было и о чём сожалеть: вместо уютных умывальных с индивидуальными раковинами и красной и синей педальками (строила Польша), что было очень эффективно для экономии воды, экипаж получили умывальник казарменного типа: длинная труба с сосками из которых после нажатия еле - еле сочится то холодная, то горячая вода. Вместо деревянных шкафиков поставили дюралевые. Вместо прямоугольных иллюминаторов, с внутренним прозрачным обогревом в надстройках, поставили круглые и без обогрева.
       После ходовых испытаний корабль стал в строй таких же, но уже в составе ТОГЭ-5. Первый командир "Чукотки" - капитан 3 ранга Пилипенко Иван Кузьмич ушёл в академию, второй - капитан 2 ранга Костылев Борис Александрович. Про него его сослуживцы отзывались так: "Он был грамотным, просвещённым и корректным офицером. К матросам относился не только на "вы" но и по имени- отчеству. При общении с ним всегда чувствовалось, что у него нет камня за пазухой, он искреннен с тобой, от него исходило отеческое тепло, но без панибратства". На корабле, а значит и на ТОГЭ появилась новая техника, супер секретная, Всё было сделано на высоком уровне точности, надёжности, и долговечности, из высококачественных материалов. Самый главный недостаток тогдашнего уровня электроники - это нулевая транзисторизация. Правда, в начале 1962 года стала приходить первая аппаратура на транзисторах - это трансляция "КАШТАН", сверхдлинноволновые приёмники и преобразователи напряжения, первая вычислительная машина "УРАЛ".
       КИК "Чукотка", кроме типичных вариантов её использования отличилась в 1968 году с 10 по 18 сентября, приняв участие в учениях сил флота, находящихся на боевой службе с нанесением условных ударов по линкору "Нью-Джерси". Линкор совершал переход из Перл-Харбора в западную часть Тихого океана для ведения боевых действий против Вьетнама. В учении кроме "Чукотки" участвовали подводные лодки К-10, К-94, Б-28, 6 самолетов Ту-95рц, СКР-4, кртр "Лосось", "Днепр", "Кета", эос "Байкал", "Балхаш", СБ-28 .
       Последующие модернизации "Чукотка" проходила вместе со всеми кораблями. В период после заключения договора об ограничении ПРО в 1973-74 году перестроили вертолётную палубу. В ремонте 1980 года поменяли "Трал" на БРС - 4 и поставили "Каму". Одновременно с этим ей поменяли ламповую систему единого времени СЕВ "Бамбук" на "Кипарис".
КИК "Чукотка" в последней версии, конец 90-х.
Первый командир "Чукотки" Пилипенко Иван Кузьмич.
Слева замполит "Чукотки" Мясников Владимир Ефимович и командир Костылев Борис Александрович, 62 г.
Б. А. Костылев - командир бригады крейсеров, 80-е годы.
Геннадий Зензин, 1965 г.
Эгон Мантай, 1963 г., Валерий Ожерельев и Эгон Мантай. Валентин Савельев и Василий Снегин.
Фото Афонского В.Н.: так на "Чукотке" отмечали праздник Нептуна в 1962 г - поднял кружку с 2-х пудовой гирей, значит выпил квасу.
Группа визуального наблюдения, слева: доктор, н/и, В.Афонский, В.Ожерельев.
Фото Степанова Е.И.: очень редкий кадр - "Дальзавод", 1973 г. командир "Чукотки" Михайлов В.И. с офицерами: Верхний ряд слева - В.А.Кубаткин, комдив 1. На корабле почти с самого начала. Ком. БЧ-4 Н. Скрипаль, инженер 1 див К.Писнячевский, А.К.Никольченко - инж. ГМС (начинал службу с матросов на Чукотке, затем мл. л-т, ну и т.д.). Во 2 ряду Е.И.Степанов ком.гр. 1 див., далее ком.трюмной - Алексеев, парторг, командир- Михайлов Владимир Иванович, комдив-2 Ямгутдинов, Кузнецов- ст.ком-ды оптики и стабилизации.
Правое фото: Степанов Евгений Иванович - комдив 1 и старпом Егоров Виктор Александрович. 1976 г.